В нашем министерстве (назовем его “конторой всеобщего благосостояния”) все играют в покер. Точно говорю - абсолютно все, начиная с уборщицы, заканчивая самим министром.
Игра начинается следующим образом. Утром на работу приходит младший персонал. Он сменяет охрану и занимает места в офисах. Начинается работа. Потом на службу являются заместители министра и, наконец, сам министр. Все работают до полного отупения. И когда работа заканчивается (а она не заканчивается практически никогда), министр даёт отмашку - всё, хватит. Он поручает персоналу заняться другими делами. Полчаса в конце рабочего дня принадлежит исключительно нам самим. Так у нас заведено.
В эти полчаса и начинается игра в покер… Точнее, не самая игра, а её слабые потуги, отдалённо напоминающие покерную партию. Например, начальник отдела нашего министерства даёт команду - “а ну, кто ещё не сдал деньги на то-то и то-то?” Народ принимается рыться по карманам. И возникает первое ощущение небольшого проигрыша. Словно ты внезапно начал играть и не въехал в саму игру.
Потом берёт слово бухгалтер. Она напоминает, что летние отпуска уже распределены. И что больше летних отпусков не предвидится - даже если работники начнут голодовку протеста. Никто голодовку протеста, понятное дело, начинать не будет. Но слово сказано. И начинается его брожение. Потихоньку раздаются восклицания - “как же так, а почему не я?” Или - “господи, тринадцать лет работаю без летних отпусков!” Или - “сколько можно терпеть, в конце-то концов!” И на замечание, что если нет терпения, то можно и уволиться, возникает унылое возражение - “да, нет, я просто так сказал”.
Всё это напоминает розыгрыш общей партии - когда начинает выясняться, кто в покере начинает выигрывать и кто безнадёжно проигрывает.
Потом доходит до финала. В четверке претендентов находится сам министр, его первый заместитель и двое мудрецов, полагающих, что играть можно и не обращая внимания на иерархию. Но это не так. У нас в покер выигрывает постоянно один человек - сам министр. Один человек ему помогает - первый заместитель. А за всё платят эти двое, меняющиеся каждый раз. Они вносят в кассу немалые деньги, чтобы министру было хорошо и удобно.
Напоминает розыгрыш новичков, когда их начинают раздевать. Это заканчивается примерно в семь часов вечера - когда все начинают расходиться. За министром заезжает автомобиль. Водитель терпеливо ждёт босса. А тот подсчитывает выигранные деньги и собирает портфель. Первый зам подчищает то, что осталось после министра (а после него остаётся немало). И те двое выворачивают карманы, пытаясь обнаружить завалявшийся гривенник на поездку домой…
Нет, это, конечно, не игра. Игра такой не бывает. Но это и не министерство, где все занимаются различной ерундой. Это пародия на министерство. И - пародия на игру.
На самом деле в покер играют вне зависимости от какой-либо иерархии. Просто играют и всё. И выигрывают исключительно из-за таланта и удачи. А вовсе не по каким-то внутренним соображениям.
В нашем министерстве в покер не играют. Им попросту живут.